Еще о природе Чувашии...
Общественные осы (Hymenoptera: Vespidae) Чувашии - The social wasps (Hymenoptera: Vespidae) of the Chuvash Republic, Russia
Общественные осы (Hymenoptera: Vespidae) Чувашии - The social wasps (Hymenoptera: Vespidae) of the Chuvash Republic, Russia

Новости проекта

Об авторе Биология и классификация общественных ос Чувашская республика Чебоксары Общественные осы Чувашии Веспиды в других регионах России Ужаления ос Литература Ссылки
...Оса,Wasp,Vespa...
Почему "Оса"?
"Осиные мифы"
Федеральная автотрасса М – 7 “Волга”. Сборы 2010.
Федеральная автотрасса М – 7 “Волга”. Сборы 2010. 

Коллекция веспид, собранных на автотрассе "Волга" (2010 г.).

Цель сборов. Сборы проведены с целью приблизительного учета погибших ос на отдельно взятом участке трассы.

Характеристика участка. Федеральная автотрасса М – 7 “Волга” (Москва – Уфа) является одной из самых оживленных трасс, проходящих по территории Чувашской республики. Пересекает с запада на восток север Чувашии (до Волги). В качестве исследуемого участка взят отрезок автотрассы, проходящей вдоль южной границы города Чебоксары (направление: автобусная остановка напротив железнодорожной станции “Чебоксары – 2” - перекресток Чебоксары–Лапсары). Общая протяженность участка - приблизительно 800 – 1000 метров. Участок находится в 6 километрах к юго-западу от центра столицы республики - города Чебоксары. По левую обочину трассы (в направлении перекрестка) проходит территория станции, с примыкающим к ней широколиственным лесом (смешанный дубово-широколиственный лес). По правую обочину идет лесной массив того же состава древесных пород. Участок характеризуется оживленным, скоростным движением, с участием всех видов транспорта - легковых автомобилей, пассажирских автобусов, тяжелых магистральных тягачей (т.н. фуры).

Примечания. При сборе ос на указанном участке трассы существуют следующие нюансы. 1) Сборы погибших ос осуществлялись в определенные дни (как правило, один раз в неделю). При этом часть погибших ос в течение недели ветрами и атмосферными осадками выносятся за пределы обочины, в густую придорожную траву. Естественно, эти экземпляры не учитывались. 2) Радиаторные решетки некоторых магистральных тягачей имеют вогнутую поверхность, и попадающие в них насекомые, в том числе осы, не отбрасываются наружу, но заносятся внутрь, и прикипают либо размазываются по решетке. Сколько, таким образом, образцов погибших ос “уносится” за пределы участка, неизвестно. 3) Сбор осуществлялся по правую обочину трассы, в направлении перекрестка (верхняя фотография на предыдущей странице).

Примечания по экземплярам. При сборах учитывались осы с любыми повреждениями наружных покровов, но в коллекционные сборы заносились только неповрежденные экземпляры. Экземпляры с сильно деформированными наружными покровами, после занесения в список, из сборов исключались.

Сборы. Дата/кол-во экземпляров/виды/исключение-занесение.

13/06/10 - на обочине собрано 4 экземпляра. Dolichovespula saxonica (F.), 3 экземпляра (2 самки и рабочая оса); Vespula rufa (L.), 1 экземпляр (самка). Все экземпляры занесены в коллекцию.

20/06/10 - на обочине собрано 5 экземпляров. Dolichovespula saxonica (F.), 1 экземпляр (самка); Vespula vulgaris (L.), 1 экземпляр (самка); Vespula rufa (L.), 2 экземпляра (самки); Polistes nimpha (Chr.), 1 экземпляр (рабочая оса). Один экземпляр (самка Vespula rufa (L.)) исключен из сборов ввиду порчи; остальные экземпляры занесены в коллекцию.

11/07/10 - на обочине собрано 7 экземпляров. Vespa crabro L., 3 экземпляра (рабочие осы); Dolichovespula media (Retz.), 1 экземпляр (рабочая оса); Dolichovespula saxonica (F.), 2 экземпляра (рабочие осы); Vespula rufa (L.), рабочая оса. Все экземпляры занесены в коллекцию.

18/07/10 - на обочине собрано 9 экземпляров. Vespa crabro L., 6 экземпляров (рабочие осы); Dolichovespula media (Retz.), 2 экземпляра (самец и рабочая оса); Dolichovespula saxonica (F.), 1 экземпляр (самка). Из сборов, ввиду сильного повреждения внешних покровов, исключены 6 экземпляров (4 рабочие осы V. crabro L.; рабочая оса D. media (Retz.); самка D. saxonica (F.)).

25/07/10 - на обочине собрано 5 экземпляров. Vespa crabro L., 1 экземпляр (рабочая оса); Dolichovespula saxonica (F.), 1 экземпляр (рабочая оса); Polistes nimpha (Chr.), 2 экземпляра (самец и самка); Polistes dominula (Chr.), 1 экземпляр (? рабочая оса/самка). Из сборов, ввиду сильного повреждения внешних покровов, исключен 1 экземпляр (D. saxonica (F.)).

08/08/10 - на обочине собрано 17 экземпляров. Vespa crabro L., 16 экземпляров (рабочие осы); Dolichovespula media (Retz.), 1 экземпляр (самка). Из сборов, ввиду сильного повреждения внешних покровов, исключены 9 экземпляров (часть рабочих ос V. crabro L.).

15/08/10 - на обочине собрано 19 экземпляров Vespa crabro L. (рабочие осы). Из сборов, ввиду сильного повреждения внешних покровов, исключены 12 экземпляров.

05/09/10 - на обочине собрано 38 экземпляров. Vespa crabro L., 37 экземпляров (самка, 14 самцов и 22 рабочие осы); Vespula vulgaris (L.), 1 экземпляр (рабочая оса). Из сборов, ввиду сильного повреждения внешних покровов, исключены 22 экземпляра (часть рабочих ос и самцов V. crabro L.).

Итог. Всего на трассе в течение летнего и начала осеннего периода собраны (с учетом искалеченных образцов), 104 экземпляра общественных складчатокрылых ос (Vespidae), относящихся к 4 родам, и 8 видам. Доминирующим видом в сборах оказался обыкновенный шершень Vespa crabro L., собран 82 экземпляра. Вторым по численности видом оказалась саксонская оса (Dolichovespula saxonica F.), , 8 экземпляров; третье место заняли средняя (Dolichovespula media Retz.) и рыжая (Vespula rufa L.) осы, собранные в 4 – х экземплярах каждая. Далее, Polistes nimpha (Chr.), собрано 3 экземпляра; обыкновенная оса (Vespula vulgaris L.), собрано 2 экземпляра; наконец, 1 экземпляр относится к виду Polistes dominula (Chr.). Примечательно, что в сборах отсутствовали лесная (Dolichovespula sylvestris Scop.) и германская (Vespula germanica F.) осы, также отмеченные для данного района Чувашии. Также интересным наблюдением представляется сравнительно низкая численность в сборах средней осы (Dolichovespula media Retz.), так как это обычный вид в прилегающих к трассе лесных массивах. Возможно, это связано с тем, что средняя оса избегает урбанизированные зоны вообще, и подобные участки, в частности.
Наибольшая концентрация погибших ос отмечается в том участке трассы, где лесной массив с правой стороны вплотную граничит с дорогой. Наименьшая концентрация отмечена при подъезде к поселку Лапсары, где лесной массив уступает место урбанизированной зоне (складские помещения с левой стороны, и защитная лесополоса, с прилегающими зданиями, с правой стороны).

Выводы. Следует отметить, что сборы на трассе достаточно точно отражают динамику численности общественных ос в исследуемой местности: доминирующим видом в сборах оказался обыкновенный шершень Vespa crabro L., в текущем году наблюдался всплеск численности шершня, в прилегающих к трассе лесных массивах. Кроме того, в сборах очень редко отмечалась (2 экземпляра), обыкновенная оса (Vespula vulgaris L.), в текущем году этот вид был редок и на природе. Предположительно, наибольший ущерб наносится колониям, расположенным в пределах километра от трассы и ближе, тогда как колонии, расположенные в 1,5 – 2 километрах от трассы и более, практически не несут ущерба в рабочих осах, так как в этом случае фуражиры просто не долетают до трассы. При этом наиболее существенный ущерб, по мнению автора, наносится не летом, когда количественно гибнет больше всего ос (главным образом фуражиров), но в течение весеннего периода, когда гибнут самки (т.к. каждая погибшая перезимовавшая самка фактически представляет собою нереализованную колонию).
Вместе с тем, несмотря на проведенные сборы, делать заключительные выводы о влиянии данной трассы на численность общественных ос в исследуемой местности, по мнению автора, преждевременно. Можно лишь отметить, что многолетние наблюдения в этой местности, показывают относительно стабильную динамику численности веспид, с естественными колебаниями численности.


При разработке данной странички были использованы следующие источники:

RUTRASSA.RU

На предыдущую страницу
На главную

Яндекс.Метрика